/home/u7651/madizel.ru/www

Яндекс.Метрика

Покраска автомобиля в автосервисе

Ремонтное окрашивание автомобиля

Покраска автомобиля в производстве и ремонтное окрашивание существенно отличаются друг от друга. В производстве окрашивают голый кузов без установленных агрегатов, обивки и т. д. При ремонтном окрашивании, за исключением случаев замены кузова, навесное оборудование не снимают. Поэтому все элементы, которые не подлежат окраске, необходимо закрыть. Покраска автомобиля на заводе всегда
обеспечивает постоянную структуру лакокрасочного покрытия. Особые виды окрашивания обеспечивают всегда одинаковое распределение алюминиевых и слюдяных пигментов. При ремонтном окрашивании структура и вид окрашенной поверхности всегда носит почерк того или иного маляра. Использованные в ремонтном производстве лаки и краски должны сохнуть при относительно невысоких температурах, поскольку пластмассы, отдельные агрегаты и узлы, электронные устройства не позволяют использовать температуры выше 60)70°С. Для качественного покраски автомобиля необходимы соответствующее оборудование, вспомогательные материалы и инструменты.

Покраска автомобиля  в автосервисе

Процесс окраски автомобиля в сервисном предприятии делится на две фазы:

  • предварительная обработка для обеспечения антикоррозионной защиты и для выравнивания неровностей наружных панелей;
  • окончательное окрашивание для восстановления прежнего внешнего вида автомобиля.

При попадании автомобиля с повреждениями кузова в ремонтное предприятие производят кузовной ремонт, правкой или заменой его элементов. Ремонтное окрашивание служит для обеспечения антикоррозионной защиты, для выравнивания неровностей наружных панелей и, наконец, для восстановления прежнего внешнего вида автомобиля.

Предварительная обработка

В ходе предварительной обработки на панели кузова наносятся подложечные покрытия под лакокрасочный слой. При покраске автомобиля ни в коем случае нельзя наносить спой краски на голый металл.

При предварительной обработке используются следующие материалы:

  •  шпатлевка;
  •  грунт;
  •  наполнитель.

Слой краски наносят на грунт, наполнитель или на старый слой краски. Предварительно необходимо шлифование панели под окраску  шлифовальными средствами, соответствующими последующему лакокрасочному слою.

Лакокрасочный слой

Лакокрасочный слой представляет самый верхний защитный слой кузова.

Подготовка поверхностей под окраску

Чтобы лакокрасочный слой безупречно лег на поверхность кузова и тем самым обеспечить высокое качество покраски автомобиля, следует провести подготовительные операции строго по рекомендованной технологии: очистка, устранение коррозии и шлифование являются важными элементами подготовительного процесса покраски кузова автомобиля.

Очистка

При поступлении автомобиля или отдельной детали кузова на покраску необходимо очистить все поверхности. Автомобиль следует вымыть перед проведением ремонтных работ. Поверхности под окраску следует обработать очистителем силикона и специальной салфеткой,  удаляющей пыль с поверхности.

Устранение коррозии

При удалении защитного слоя в процессе ремонтных работ возникает опасность возникновения коррозии. Это происходит прежде всего тогда, когда окраска не следует непосредственно после ремонта кузова. Если уже появились очаги коррозии, их следует удалить шлифованием. При этом зернистость шлифовального материала следует подобрать таким образом, чтобы полностью устранить коррозию без значительного уменьшения толщины панели. После шлифования могут еще остаться невидимые пятна коррозии.

Пассивирование (обработка кислыми фосфатами цинка или аналогичными антикоррозийными грунтами) создает защитную пленку и предотвращает дальнейшую коррозию. Средства пассивирования должны быть нанесены на голую стальную панель или оцинкованную стальную панель. Алюминий или аналогичные конструкционные материалы этой обработке не подвергают. Защитное покрытие должно быть
нанесено не позднее, чем через 20 минут после проведения пассивирования, в противном случае ожидаемый эффект не будет достигнут или же даже может получен обратный эффект.

Обезжиривание поверхности

Чтобы краска хорошо пристала, обязательно следует предназначенные под окрашивание поверхности обдуть сжатым воздухом и обезжирить. Для обезжиривания наносят растворитель (очиститель силикона). Прежде чем растворитель испарится, необходимо его растереть по  поверхности чистой и сухой тряпкой. Используемый растворитель (очиститель силикона) должен растворить различные примеси, но при этом не должен воздействовать на грунт. Испарение растворителя при растирании его по поверхности тряпкой должно происходить относительное медленно для достижения полного обезжиривания поверхности. Простое высыхание растворителя не дает положительного эффекта, а только удлиняет процесс очистки.

Обезжиривание необходимо не только  перед нанесением лакокрасочного покрытия, но и перед шлифованием по следующими причинам:

  •  при шлифовании необезжиренных поверхностей могут образоваться комки из шлифовальной пыли. Это оставляет на поверхности следышлифования, а шлифовальная бумага быстро изнашивается;
  •  масло и жир при шлифовании втираются вовнутрь, и их потом труднее удалить. Обезжиривание поверхности

Предварительное шлифование

Для хорошей сцепляемости подложка должна иметь подходящую шероховатость. Для этого требуется шлифовать бумагой соответствующей зернистостью. Для постепенного перехода от окрашенной поверхности к непокрытому металлу необходимо прошлифовать границы
лакового покрытия. Границы обрабатывают суперфинишированием или шлифовальной бумагой зернистостью Р80 или Р100. 

Защитное грунтование

Грунтование голого металла При покраске автомобиля и его отдельных деталей в сервисном предприятии необходимо стремиться с учетом имеющихся технических возможностей создать антикоррозионную защиту, приближающуюся по своим качествам к заводской. Если в процессе предварительной обработки окажется, что просматривается голый металл, необходимо перед окрашиванием провести следующую обработку:

  •  кислотное (фосфатирующее) защитное грунтование;
  •  защитное грунтование на основеэ поксидных смол.

Кислотное грунтование

При кислотном защитном грунтовании, называемое также «вош праймером», речь идет о двухкомпонентном продукте.

Его жизнеспособность после смешивания составляет 24 часа при 20°С. Основную грунтовку наносят, когда «вош праймер» подсох, но еще обладает поверхностной активностью. Кислотный защитный грунт можно шлифовать. Осуществляют сухое шлифование шкуркой зернистостью Р400.

Перерыв между нанесением отдельных слоев должен составлять около 5 минут. Можно нанести от двух до трех слоев. Время высыхания до нанесения наполнителя составляет от 30 до 90 минут при 20°С.

На кислотный грунт нельзя наносить полиэфирную шпатлевку, поскольку она в неотвердевшем состоянии растворяет грунт. Можно  использовать только наполнитель. Наоборот, нанесение кислотного защитного грунта на отвердевшую шпатлевку возможно без проблем, поскольку шпатлевка в этом случае химически неактивна.

Грунт на основе эпоксидной смолы

Грунт на основе эпоксидной смолы вне зависимости от слоя шпатлевки совместим с полиэфирной шпатлевкой. Возможно достижение  большой толщины сухой пленки. Поэтому грунт может осуществлять функции наполнителя. Время высыхания составляет около 4 часов при температуре 20°С, что относительно много.

Такое грунтование может быть использовано для защиты металла с последующим шпатлеванием, поскольку шпатлевка наносится не на голый металл.

Слой краски или грунта обладает вплоть до полного высыхания поверхностной активностью. Можно наносить следующий слой без промежуточного шлифования (метод «мокрый по мокрому»). Если краска не обладает этими качествами, необходимо тонкое шлифование.

Время высыхания делится на три фазы:

  • «пылевое высыхание»: к лакокрасочному слою пыль больше не пристает. При надавливании на лакокрасочный слой возможно появление отпечатков на слое;
  • «монтажное высыхание»: покрашенная деталь может быть установлена. Появление отпечатков на лакокрасочном слое возможно только при сильном надавливании. Слой еще не полностью отвердел;
  • «окончательное высыхание»: лакокрасочный спой можно подвернуть дальнейшей обработке или прошлифовать.

Шпатлевание

Полиэфирная шпатлевка Полиэфирную шпатлевку следует наносить тонким споем. При толстом слое шпатлевки невозможно получение качественного лакокрасочного покрытия. Полиэфирная шпатлевка состоит из двух компонентов, которые следует смешивать непосредственно перед употреблением:

  • смолы и отвердителя (катализатора).  Отвердитель следует добавлять в пропорции, указанной изготовителем;
  • обычно от 2 до 3 г на 100 г шпатлевки (2...3 процента по весу).

Шпатлевку и отвердитель красного цвета следует смешивать шпателем до тех пор,  пока не станет видно следов красного отвердителя.

Подготовленную шпатлевку следует использовать в течение от 5 до 10 минут. Слой шпатлевки следует наносить быстро и точно. Инструмент следует очистить универсальным растворителем. Не следует смешивать шпатлевки больше, чем требуется. Она теряет качества, необходимые для получения качественного слоя.

Если слишком мало отвердителя (катализатора), шпатлевка не отвердевает в положенное время. Шлифование затруднено, шпатлевка сбивается в комочки, возникают царапины и риски.

Если слишком много отвердителя (катализатора), то от этого шпатлевка быстрее не отвердевает. В ней остается активный отвердитель,  который реагирует со смолой и пигментами наполнителя и краски. Следствием являются неравномерность окраски, образование пятен и явных контуров окрашенных мест.

Нанесение шпатлевки

Качество лакокрасочного покрытия автомобиля начинается с шпатлевания.
Правило: чем тщательнее шпатлевание, тем меньше шлифования.

Подлежащие окраске поверхности металла должны быть обезжирены и отшлифованы. Толщина слоя шпатлевки более 400...500 мкм недопустима.

Полиэфирную шпатлевку следует наносить только на голый стальной лист. На оцинкованном металле такая шпатлевка
хорошо не держится. Здесь следует использовать универсальную шпатлевку, которая одинаково хорошо держится на
стальных и оцинкованных панелях. Можно наносить полиэфирную шпатлевку на грунт на основе эпоксидной смолы.

Указание к подготовке шпатлевки

Во время хранения шпатлевки твердые частицы осаждаются, а смола образует пленку. Поэтому перед употреблением шпатлевку следует тщательно перемешать для обеспечения равномерного смешения смолы и твердого наполнителя. Иначе невозможно достичь нужного соотношения при добавлении отвердителя, так как наполнитель не будет участвовать в реакции.

Для вынимания шпатлевки из емкости необходимо использовать только чистый инструмент. Остатки шпатлевки или отвердителя на инструменте вступят в реакцию с содержимым емкости, в результате чего оставшаяся шпатлевка придет в негодность.

Шлифование слоя шпатлевки

Время высыхания и отвердения полиэфирной шпатлевки невелико - примерно 30 минут при 20°С. Поэтому уже относительно скоро можно начинать шлифование. Недостаточное высыхание слоя шпатлевки ведет к тем же негативным последствиям, какие наблюдаются при  несоблюдении правильной пропорции при смешивании с отвердителем: забивание шлифовальных средств клейкими остатками смолы.

Очистка поверхности слоя шпатлевки чистящим растворителем облегчает и ускоряет процесс шлифования. Для шлифования используют  шкурку средней зернистостью, Р80 или Р120.

По окончанию шлифовальные риски выводят шлифовальной шкуркой зернистостью Р240. Шлифование производится как вручную, так и посредством электрического инструмента. Для шлифования плоских, гладких поверхностей лучше всего подходят шлифовальный инструмент с твердым бруском под шкуркой. Для неплоских поверхностей используют специальный инструмент. Для полиэфирной шпатлевки применяют сухое шлифование.

Использование воды исключено. Полиэфирная шпатлевка склонна поглощать влагу. При высокотемпературной сушке лакокрасочная поверхность может иметь дефекты. Кроме того, при мокром шлифовании повышается вероятность образования коррозии.

Если после шлифования потребуется повторное шпатлевание, следует при помощи сжатого воздуха удалить шлифовальную пыль и частицы
шлифовальной бумаги. Для предупреждения повреждения и загрязнения пограничных поверхностей при шпатлевании и, особенно, при шлифовании следует прикрыть все подвергаемые опасности зоны. Если после шлифования оголяются участки голого металла, их следует покрыть слоем защитного грунта и затем слоем наполнителя. При больших поверхностях нанесение наполнителя должно следовать за нанесением шпатлевки, поскольку зашпатлеванные поверхности должны быть покрыты наполнителем. Граничные зоны следует подвергнуть
шлифованию тонкой шкуркой или заматовать.

Следует заматовать зону  шириной примерно 15 см вокруг зашпатлеванной поверхности. Это можно сделать посредством:

  • ручного шлифовального инструмента;
  • обычной шлифовальной бумаги;
  • шлифовальной машинки.

Нанесение наполнителя

Слоя наполнителя образует подложку для лакокрасочного покрытия. Краска должна быть нанесена только на слой наполнителя или на  старый лакокрасочный слой. Назначение наполнителя Наполнитель имеет следующие функции:

  • выравнивание неровностей ремонтируемой поверхности;
  • прикрытие слоев шпатлевки и грунта;
  • подложка для слоя краски в цепях достижения оптимального состояния поверхности под краску и хорошего глянца.

Краску нельзя наносить непосредственно на шпатлевку или на грунт. В противном случае следствием будут низкое качество окрашенной  поверхности и дефекты лакокрасочного покрытия.

Наполнители представляют собой двухкомпонентные составы на акриловой основе и имеют качества, сходные с двухкомпонентными эмалями.  Могут быть использованы различные пигменты.

Содержание твердого компонента

Наполнительная способность филлера определяется содержанием в нем твердого компонента. Наполнительная способность  классифицируется следующим способом:

  • стандарт: стандартное содержание твердого компонента;
  • MS: среднее содержание твердого компонента;
  • HS: высокое содержание твердого компонента.

Процесс нанесения

Одним из методов нанесения наполнителя является способ «мокрый по мокрому». Наполнитель наносится в качестве промежуточного или  изоляционного слоя без выглаживания неровностей. Окрашивать следует, пока наполнитель сохраняет способность надежно удерживать  краску.

Наполнитель, допускающий шлифование, используется чаще всего. Наполнитель полностью затвердевает, и его можно шлифовать. Цветные наполнители используют, когда хотят нанести как можно меньше краски, чтобы избежать различия оттенков покрытия.

Подложка при подмешивании краски соответствует по цвету окончательному лакокрасочному покрытию.

Вид применяемого наполнителя определяется характером ремонта и окрашиваемой поверхности. Путем соответствующего пропорционального соотношения отвердителя, растворителя, добавок можно целенаправленно придать наполнителю определенные качества. Важным является выбор отвердителя и растворителя в зависимости от температуры окружающей среды: 

  • «быстрый» наполнитель для температурыниже 18°С;
  • «средний» наполнитель для температуры от 18 до 25°С;
  • «медленный» наполнитель для температуры выше 25°С.

Жизнеспособность наполнителей на акриловой основе составляет от 30 до 60 минут. Не следует наносить наполнителя больше, чем необходимо!

Нанесение наполнителя

При замене деталей кузова и при больших поверхностях, подлежащих ремонту, наполнитель наносится на всю деталь кузова.

При небольших поверхностях наполнитель должен закрывать слой шпатлевки и загрунтованную поверхность. Нанесение осуществляют краскопультом с подходящим для данного наполнителя распылителем, что лучше всего делать в окрасочной камере. Посредством НVLР7краскопульта (большой производительности при малом давлении) может быть достигнуто хорошее покрытие наполнителем.

Предписанное время сушки следует  прежде всего соблюдать при средней и большой толщине слоя, поскольку возможен брак при  недостаточном высыхании. Время между нанесением двух слоев должно составлять от 5 до 10 минут. При нанесении наполнителя
следует покрывать им и граничные зоны.

Процесс нанесения наполнителя краскопультом

При нанесении наполнителя, предназначенного для последующего шлифования, для удаления неровностей необходимо несколько проходов
краскопульта. Например, при небольших площадей, подлежащих ремонту, на этих местах слой наполнителя на шпатлевке должен быть толще, чем в граничных зонах. При нескольких проходах краскопультом каждый раз следует покрывать большую площадь, чем предыдущий раз.

Обоснование

При каждом проходе краскопульта наполнитель концентрируется на границе нанесенного слоя. Следующий проход краскопульта покрывает эти отложения, и они должны быть удалены последующим шлифованием. Иначе при заключительном нанесении краски возможно появление дефектов окраски вследствие абсорбции (поглощения) краски этими отложениями.

Шлифование слоя наполнителя

Слой наполнителя следует тщательно отшлифовать. При недостаточном шлифовании результатом будут дефекты лакокрасочного покрытия. Наполнитель следует начинать шлифовать после его полного высыхания. При этом следует обратить особое внимание на слои увеличенной  толщины.

Шлифование не полностью высохшего наполнителя ведет к образованию рисок от  шлифования и забиванию шлифовальной шкурки. Длительность сушки зависит от вида и толщины слоя наполнителя. Она составляет от 3 до 12 часов при 20°С.

Процесс шлифования имеет два этапа:

  • грубое шлифование;
  • тонкое шлифование.

Грубое шлифование выравнивает слой наполнителя на поверхности. При этом используется шлифовальные шкурки большой зернистости. Назначением тонкого шлифования является достижение необходимой структуры поверхности с тем, чтобы краска хорошо пристала и  прикрыла следы шлифования. Для этого используются шлифовальные шкурки малой зернистости.

Ступенчатое шлифование

При ступенчатом шлифовании начинают с грубой шкурки и заканчивают шкуркой малой зернистости. При ступенчатом шлифовании не следует
пользоваться слишком грубой шкуркой, так как иначе будут нанесены слишком глубокие царапины на слое наполнителя. По нормам FЕРА (см. стр. 8) переход к шлифованию шкуркой малой зернистостью должно осуществляться в три приема. Окончательное шлифование под одно или двухслойное окрашивание

Процесс окончательного шлифования зависит от того, будет ли произведена окраска в один или в два слоя. Толщина пленки при однослойной окраске больше, чем при двухслойной. При двухслойной окраске закрывание следов шлифования осуществляется слоем краски, а не  прозрачного лака. Поэтому однослойная окраска закрывает более глубокие следы шлифования.

Сухое и мокрое шлифование

Слой  наполнителя может быть выровнен сухим или мокрым шлифованием.

При сухом шлифовании качественная поверхность достигается быстрее, чем при мокром.

Мокрое шлифование осуществляют вручную, при этом образуется большое количество отходов шлифования. При сухом шлифовании  используют  шлифовальные машинки с отсосом. При мокром шлифовании можно благодаря присутствию воды использовать шлифовальную шкурку с меньшей зернистостью, чем при сухом шлифовании.